ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ревизорро нарушение закона. Уральский юрист обосновал законность проникновения «Ревизорро» на кухню заведений

Тема законности действий репортеров скандально известной передачи «Ревизорро», пожалуй, уже набила оскомину рестораторам и отельерами, а также журналистам, освещающим эту тематику. Но перед тем, как вопрос совсем выйдет из информационной повестки, попробуем поставить «точку» в обсуждении: как начиналось ее развитие, к каким выводам все-таки пришли, и к каким последствиям может привести.

Итак, вот несколько ключевых событий и материалов по этому вопросу (в хронологическом порядке):

1. Статья «Что делать, если к вам пришли «Ревизорро»: к вопросу о полномочиях СМИ и новой форме контроля малого бизнеса»

Надо сказать, что эта статья, опубликованная в Правовой газете «Статус», вызвала бурю негодования в соцсетях у обывателей (т. е. тех, кто не работает в ресторанном бизнесе), хотя было много комментариев и в поддержку. Но затем общественное мнение несколько изменило боевой настрой в поддержку этой передачи.

2. Семинар «Проверки СМИ и общественников – скрытая репутационная угроза для индустрии HoReCa»

В конце апреля мы провели семинар на эту тему для рестораторов, вот небольшой ликбез о полномочиях СМИ:

3. Интервью в «Российской газете»

После проведения этого семинара нашу позицию поддержала Российская газета, вышло большое интервью со мной «Репортерская кухня» (автор Наталия Швабауэр). Казалось бы, нужно проявить солидарность с коллегами по цеху, но тут Российская газета все же встала на позицию соблюдения закона в любой деятельности, в т. ч. журналисткой.

На том же семинаре, о котором писалось выше, один из его гостей – ресторатор Олег Пономарев подал идею – написать запрос в Роспотребнадзор и Союз Журналистов о том, не нарушают ли репортеры санитарные правила в сфере общепита, ведь согласно им нахождение посторонних на кухне строго запрещено. Запросы были направлены, и сам факт их направления даже анонсировал Деловой квартал :

«Роспотребнадзор просят уточнить полномочия СМИ при посещении заведений обслуживания. Как рассказала «Российской газете» Юлия Вербицкая, эксперт Центра правовых практик, предприниматели Екатеринбурга просят разъяснить, кто является посторонним лицом, а кто нет с т. з. СанПиН 2.3.6.1079-01. Пункт 2.5 этого документа запрещает посторонним лицам находиться в производственных и складских помещениях заведений общепита. Уточнение планируется отправить после майских праздников, оно будет направлено не от лица рестораторов, а как редакционный запрос, пояснила DK.RU г-жа Вербицкая.

Причиной такого обращения стали участившиеся визиты журналистов и общественников, рейды которых вызывают серьезный резонанс. Речь, в частности, идет также о передачах «Ревизорро» и «Контрольный звонок». Подобные сюжеты наносят ущерб репутации заведений, а также провоцируют потребительский экстремизм, отмечает г-жа Вербицкая. Зачастую посетители применяют понятие «общественное место», где можно осуществлять профессиональную деятельность. Однако кухня кафе согласно КоАП к таким местам не относится».

Увы, Роспотребнадзор РФ не ответил вообще, а Российских союз журналистов ничего не написав по существу, отфутболил, отправив читать закон «О СМИ» (то ли из солидарности к таким журналистам, то ли из-за плохой правовой поддержки или, может быть, даже лени штатных юристов).

Куда больше повезло автору программы «Бюро журналистских исследований» Роберту Карапетяну, который, оказывается, практически в то же самое время сделал аналогичный запрос, но в другой орган – Роскомнадзор. Управление Роскомнадзора по УрФО дали основательную правовую оценку подобным «налетам» на заведения со стороны отдельно взятых журналистов (не упоминая при это «Ревизорро», но мы-то понимаем, о ком идет речь).

6. Правовое заключение по просьбе Федерации Рестораторов и Отельеров

Аналогичную точку зрения поддержали коллеги-юристы из Общественной организации «ЛИГА ЗАКОНА», которые подготовили заключение по просьбе Федерации Рестораторов и Отельеров .

7. Драки с журналистами «Ревизорро» в Омске и Мурманске

А между тем все чаще в СМИ стали мелькать сообщения об инцидентах с «Ревизорро»:

  • Журналистов "Ревизорро" избили в омском ресторане
  • Журналисты "Ревизорро" подрались с охраной мурманского кафе

Странно слышать о нападениях на журналистов не в горячих точках или митингах, но, увы, это не первые случаи и, возможно, далеко не последние.

К чему это все. Обсуждать дальше законны некоторые действия Елены Летучей или нет, бессмысленно, т. к. на эту тему, как мы видим, высказалось уже много авторитетных источников. Важно только, чтобы как можно больше рестораторов об этом знали, ведь это им решать – становиться бесплатным актером второго плана в шоу без гонорара и с ущербом деловой репутации или нет. Но не зря в названии этой статьи говориться именно о феномене «Ревизорро». Дело в том, что последствия столь большой популярности этой передачи идут далеко за рамками действий членов ее съемочной группы. Дурной пример заразителен, и многие захотят таким образом примерить на себя образ неугомонного ревизора, действующего, как это преподносится, в интересах простых людей, пусть и с нарушением закона. Уже есть ее последователи среди некоторых общественных деятелей. Именно об этом будет следующая статья, посвященная феномену «Ревизорро».

Обсудить статью на нашей странице в

В МВД заявили, что журналисты программы не имеют права самостоятельно заниматься проверкой ресторанов и врываться на кухни, выполняя таким образом деятельность государственного органа – Роспотребнадзора.

В "Ревизорро", отвечая на претензии МВД, сообщили, что на телеканале "Пятница" (где выходит программа) работает целая группа юристов, которая еще до старта первых съемок проработала все правовые вопросы и тщательно проинструктировала съемочную группу. Представители программы объяснили, что ведущая Лена Летучая руководствуется не только законом о СМИ, но и постановлением правительства РФ №1036 ("Об утверждении правил оказания услуг общественного питания").

В МВД утверждают, что данное постановление не позволяет ни потребителю, ни журналисту самостоятельно входить в помещения исполнителя, доступ к которым ограничен.

"Согласно п. 1 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), утвержденного постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 года, функцию по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей осуществляет Роспотребнадзор", – подчеркнули в МВД, отметив, что журналисты не имеют права исполнять функции государственных органов.

"Предусмотренные в ст. 47 закона "О средствах массовой информации" права журналиста, в том числе право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, производить записи с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, не предопределяют существование у журналиста каких-либо иных исключительных прерогатив, свойственных государственным органам (в частности, применение мер принуждения), то есть деятельность журналиста не может подменять собой деятельность государственного органа и в этом смысле является обособленной", – отметили в пресс-центре министерства.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением правительства РФ от 15 августа 1997 года, не предоставляют ни потребителю, ни журналисту правомочий самостоятельно входить в помещения исполнителя, доступ к которым ограничен. "В этой связи обращаем внимание всех заинтересованных лиц на то, что закон о СМИ (ст. 58) предусматривает ответственность как за ущемление свободы массовой информации, так и за злоупотребление этой свободой (статьи 4 и 59)", – заключили в МВД.

ТАСС


Редакция "Ревизорро" ответила на заявления полиции о неправомерности действий команды проекта. В разъяснении, которое оказалось в распоряжении "Лайфа", говорится, что юристы программы ещё до её выхода в эфир проработали правовой вопрос.

"На канале "Пятница" работает отдельная команда юристов, которая занимается только проектом "Ревизорро". Ещё до старта первых съёмок они проработали все правовые вопросы и тщательно проинструктировали съёмочную группу", – ответили в редакции.

Кроме того, на "Пятнице" рассказали, какими именно правовыми актами пользуется ведущая Елена Летучая при съёмках.

"Кроме Закона о СМИ Лена Летучая руководствуется постановлением Правительства РФ № 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания", которым установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания, и потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд. Собственно, условия приготовления блюд чаще всего и становятся основной причиной, по которой заведения не проходят проверку "Ревизорро", – сказали в редакции.

24 февраля 2016

Нарушает ли Лена Летучая законы, заявляясь на кухни ресторанов и обшаривая номера отелей? Мы решили разобраться в юридических тонкостях. А поможет нам в этом юрист Олег Павлович

Нарушает ли Лена Летучая законы, заявляясь на кухни ресторанов и обшаривая номера отелей? Мы решили разобраться в юридических тонкостях. А поможет нам в этом юрист Олег Павлович.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Почему кто-то считает Летучую злостным нарушителем, а кто-то — блюстителем закона?

— Дело в том, что большинство российских законов, к сожалению, сформулированы так, что позволяют трактовать их в пользу обеих сторон. Возьмем, к примеру, статью 47-ю закона «О средствах массовой информации», которая определяет права журналиста: корреспондент имеет право на сбор информации. И — точка. А где та грань, через которую журналист не должен переступать?

— В чем состоят основные доводы защитников и противников?

— Сторонники Лены Летучей считают: журналист вправе беспрепятственно заявиться в то место, где готовятся продукты, которыми кормят людей, и убедиться в том, что этот процесс происходит цивилизованно. Противники Летучей напоминают о таком понятии, как «общественное или публичное место», где журналист имеет право беспрепятственно собирать информацию. И задают вполне резонный вопрос: а является ли кухня частного заведения, которое занимается общепитом, общественным местом? На этот счет единого и четко сформулированного юридического мнения не существует. Здесь и возникает множество вопросов.

— Предположим, что кухня — это все-таки общественное место…

— Да, допустим, что корреспондент может зайти на кухню. Предположим, может применять видеосъемку, общаться с сотрудниками кухни и осматривать ее на предмет чистоты и иных санитарных норм. Однако речь не может идти об обшаривании холодильников, шкафов… Здесь проходит еще одна тонкая грань. Я, например, считаю, что это больше похоже либо на досмотр, либо на обыск. Изучив закон «О СМИ», вы не найдете там «разрешения» журналисту, который имеет право получить информацию от гражданина, залезать в чужой карман и проверять содержимое его кошелька. Или изучать, извините, чистоту его носков или степень дырявости его ботинок.

— Важный момент: съемочная группа заходит в спецодежде.

— Наличие халата, шапочки и даже медкнижки — это еще не индульгенция для проникновения на кухню.

— Вы упомянули видеокамеру… Она играет какую-то роль?

— Есть такое понятие, как «право на персональное изображение». Снимать сотрудников общепита телевизионщики могут, даже если повара и официанты этого не хотят. А вот публиковать и тиражировать их изображения можно только с их согласия.

— А если Летучая заходит в гостиницу и снимает работника ресепшена?

— Гостиница — не государственный орган, не пресс-служба. Отель — как правило, частная организация, у нее нет обязательств предоставлять информацию, которую, к примеру, обязаны озвучивать госслужащие. Если человека снимают, а он говорит: «Я против!», вы обязаны соблюдать права собеседника. Еще я бы отметил, что обстановка каждого ресторана или отеля — в той или иной степени предмет авторского права. Я, будучи дизайнером, могу запретить тиражировать снимки моего интерьера. Например, потому, что считаю: кто-то возьмет и воспользуется моим дизайнерским ходом.

— Давайте резюмируем: нарушает или же не нарушает программа «Ревизорро» законы?

— Сказать, что авторы проекта не правы или нарушают закон, однозначно нельзя. Лично я занимаю компромиссную позицию. Считаю, что журналист имеет право доступа на кухню, поскольку это не режимный объект. Коммерсант, который занимается изготовлением продуктов, не может засекретить информацию, касающуюся санитарно-эпидемиологической обстановки или других нормативов. С другой стороны, остается понятие «коммерческая тайна», у любого человека есть право на частную собственность и ее неприкосновенность. Также я как юрист считаю, что шарить по шкафам, щупать продукты, нюхать их, ковырять в них пальцами и вытаскивать из холодильников и морозильных камер — это не совсем законно.

— Что бы вы посоветовали продюсерам «Ревизорро»?

— При них все время должен находиться представитель надзорного или проверяющего органа. Если, например, возьмет с собой представителя Роспотребнадзора, то пускай этот товарищ и лазает по шкафам, а съемочная группа — фиксирует процесс.

— А чем объясните такое мизерное количество судов «Ревизорро»? То ли один иск, то ли два…

— Сама по себе передача правового значения не имеет. Это — информационный продукт для потребителей. Программа — не повод для привлечения к ответственности. Кроме того, вступив в борьбу с любым федеральным каналом, ресторатор оказывается в проигрышной ситуации. У человека нет возможности ответить адекватно. Да, возможно, через год-другой телевизионщики признают неправоту «Ревизорро», телеканал обяжут опубликовать опровержение. И они мелким шрифтом напишут об этом в уголке. Рестораторы и отельеры прекрасно понимают, что на выходе эффект будет небольшой. Если эфир программы не повлиял на рентабельность заведения, владелец просто махнет рукой. Суд — процедура долгая, непростая и довольно затратная. Проще пережить минуту позора.

Официально: руководство «Пятницы!»:

— На канале работает команда юристов, которая занимается только проектом «Ревизорро». Еще до старта съемок они проработали все правовые вопросы и тщательно проинструктировали съемочную группу. Кроме закона «О СМИ», Лена Летучая руководствуется постановлением правительства РФ № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», обязывающим исполнителя «предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания». И потребитель вправе получить «дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд». Собственно, условия приготовления блюд чаще всего и становятся основной причиной, по которой заведения не проходят проверку «Ревизорро».

Другое мнение: Сергей Жорин, эксперт «Ревизорро-шоу»:


В проекте «Ревизорро-шоу» Лена Летучая и Кирилл Нагиев рассказывают, как не попасться на крючок хитрых рестораторов. Фото: Канал «Пятница!»

— В соответствии с законом «О СМИ» журналист имеет определенные права посещать организации, учреждения и добывать информацию любыми, не запрещенными законом способами. Надо понимать, что у журналиста права несколько расширены по сравнению с правами обычного гражданина. Обычно рестораторы говорят, что журналист — постороннее лицо, и вход на кухню ему запрещен. Если руководствоваться логикой рестораторов, то пожарные, чтобы при пожаре попасть на кухню, должны оформиться в штат организации. Журналист выполняет свою работу, предусмотренную законом и оговоренную редакционным заданием. Он не просто так пришел заглянуть в кастрюлю.

Дополнительно я посмотрел, как суды оценивают, кто является посторонними лицами, а кто — нет, обязательно ли человек должен находиться в штате организации. Нашел много судебных решений и постановлений. В частности, посторонними лицами на кухне являются сотрудники организаций, которые должным образом не экипированы. То есть первичным являются экипировка и наличие санитарной книжки.

Могу с уверенностью сказать, что — четкая и безупречная. Она не является посторонним лицом. Она в соответствии с законом «О СМИ» добывает информацию. Не нарушает нормы и подзаконные акты, регулирующие доступ на кухню.

Суд да дело

Пару месяцев назад сеть быстрого питания «Роял Бургер» (работает в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье) выиграла суд у «Ревизорро». Причиной тяжб стал выпуск, который вышел в эфир 2 января 2015 года. Летучая, нагрянув во владивостокский ресторан «Роял Бургер», заявила, что тамошние работники «травят людей машинным маслом», «все торты давным-давно испортились», а на тех, что продают гостям, перебита маркировка. Компания «Инфинити ФФ», которой принадлежит сеть «Роял Бургер», посчитала, что все эти слова сильно повлияли на репутацию ее заведений. И обратилась в Арбитражный суд Москвы. Тот, в свою очередь, обязал опровергнуть все нелицеприятные фразы, а также удалить запись злополучной программы с сайта канала. Стерев ролик, телевизионщики и их юристы продолжают настаивать на своей правоте.

— Считаем, что нарушений со стороны съемочной группы и телеканала не было как в указанном выпуске, так и в последующих. В связи с чем мы не опасаемся исков со стороны упоминаемых в сюжетах программы организаций и предприятий.

— Я советую всем рестораторам тщательней изучать законы, — заявила, в свою очередь, Летучая «Телепрограмме». — И вместо того чтобы оправдывать себя, лучше бы навели порядок на кухне своего заведения!

Не на тех напали

Кто-то предпочитает «решать дела» в суде, а кто-то — при помощи кулаков.


Драка в Салехарде стала, пожалуй, самой громкой и резонансной. Фото: Канал «Пятница!»

Ярославль

Ведущая посетила ресторан на набережной. Работники заведения приняли ведущую, мягко скажем, негостеприимно. Пытались выгнать ее и съемочную группу из производственного цеха. Обеим сторонам пришлось вызывать полицию.

Анапа

На Летучую и ее съемочную группу напали сотрудники одного из ресторанов, пытаясь во что бы то ни стало забрать видеокамеру. Следователи Анапы отказались возбудить уголовное дело против владельца кафе. Однако Генеральная прокуратура лично взяла под контроль расследование нападения.

Мурманск

Охранник кафе «Юность» накинулся на после того, как во время съемок очередного выпуска передачи она обнаружила на кухне заведения просроченные вареники. На место происшествия прибыл наряд полиции. Однако в итоге в региональном управлении МВД журналистам заявили, что от съемочной группы заявления так и не поступило.

Омск

Сотрудники ресторана «Старый Омск» преградили путь съемочной группе столом. В итоге были сломаны две камеры и микрофон. Более того, Летучую дважды окатили холодной водой из ведра.

Салехард

Конечно, это можно назвать простым совпадением, но некоторые городские для посетителей. В числе работающих осталось кафе «Виктория». Несмотря на мат и угрозы со стороны владельцев заведения, Летучая в сопровождении двух операторов начала проверку. Когда съемочная группа дошла до дурно пахнущего туалета, терпение работников кафе лопнуло. Повара, охранники, владелец ресторана и даже его жена буквально пинками выгнали телевизионщиков на улицу, после чего набросились на них с кулаками, пытаясь отобрать камеры.

Текст: Михаил Рябиков и Антон Арасланов (Радио «КП»)

«Ревизорро »
По средам/18.00, Пятница!

« »
По средам/19.00, Пятница!

За годы работы в шоу« Ревизорро» телеведущая Елена Летучая превратилась в настоящую современную икону стиля. И это не удивительно: всегда аккуратная и ухоженная, Елена не появляется в программе или перед объективами фотокамер иначе как с идеальной укладкой, мейкапом и в лаконичных стильных ансамблях. Зрителей давно занимает вопрос, кто же выбирает все эти наряды для телеведущей. Публика жаждет узнать имя звездного стилиста.

В интервью, которое Летучая дала в 2014 году, Елена заявила, что всю одежду, в том числе и для съемок, она подбирает сама. Тогда в выпусках« Ревизорро» телеведущая появлялась в элегантных и строгих костюмах и платьях. Их предоставляла марка Vassa&Co, довольно долго сотрудничавшая со звездой. Позже звезда пристрастилась к покупкам одежды от Виктории Бекхэм — столь же сдержанной, строгой и всегда идеально скроенной. Другим отечественным дизайнером, приглянувшимся Летучей, стала Ольга Якубович.

Популярное

Летучая регулярно выкладывает в своем Instagram снимки из примерочной — за выбором очередного наряда. Увы, телеведущая стала настоящей заложницей своего максимально сдержанного лаконичного стиля, и теперь интернет-пользователи негативно реагируют на любые проявления стилистических метаний звезды. Например, когда Летучая выложила фотографию в купальнике с тигром в стиле 90-х , подписчики написали, что он выглядит« дешево» и «старомодно» и вообще это« бабушкин вариант для дачи»(а в этом, собственно, и заключается фишка непосредственности вернувшихся 90-х).


Итак, став настоящим столпом лаконичного и строгого стиля, для официальных мероприятий Елена старается выбирать современную классику. Строгие формы, отсутствие излишних деталей и декора — вот основа ее почерка. Одеваться элегантно, но просто — ее главный совет.(Летучая утверждает, что к ней обращались за советом по стилю еще со времен студенчества в финансово-экономическом колледже.)

Летучая кажется явным адептом универсализма и теории базового гардероба. Тем не менее тщательно продуманный гардероб для съемок(а Елена продумывает все, вплоть до сочетаемости той или иной вещи с маникюром) — а обычно командировки« Ревизорро» длились чуть меньше недели — едва вмещается в огромный чемодан. К счастью, сейчас перевозить большое количество костюмов, платьев и туфель не приходится: последний сезон программы проходил в Москве.

Для собственного бракосочетания Летучая выбрала платье от Веры Вонг — настоящей современной классики свадебной моды. Разумеется, выбранный подвенечный наряд оказался максимально лаконичным и очень шел Елене.



Известно и имя одного из стилистов, отвечавшего за гардероб Летучей. Это Иван Иоаннов. Впрочем, сложно сказать, что этот человек исполнял обязанности именно стилиста — скорее, он был шопером телезвезды. Подтверждение тому — жалобы Ивана, со скандалом уволенного осенью прошлого года. Летучая написала в своем Instagram, что он возил ей вещи из магазинов и шоурумов, но, увы, даже с этими задачами не справлялся и часто срывал съемки« Ревизорро».

Иоаннов в свою очередь ответил, что быть стилистом у телеведущей практически невозможно: она диктует очень жесткие требования, а «стилисту» остается только выполнять функции курьера. Так, главной причиной недопонимания между Летучей и Иоанновым стало требование найти плотные бежевые колготки.




— Стиль для программы «Ревизорро» я создала сама — услугами стилистов не пользуюсь. Для пилотной программы я завязала волосы в ставший фирменным пучок, накрасила губы красной помадой и надела юбку-карандаш с блузой. Это тот стиль, который мне всегда был близок, то, в чем я себя комфортно чувствую. И, наверное, первые 15 выпусков я снималась в собственной одежде. Потом стало понятно, что возможности моего гардероба не безграничны и нужно искать того, кто сможет одевать меня для кадра. С тех пор всю одежду берем в магазине VASSA&Co.


Я не отношу себя к представителям шоу-бизнеса — я журналист, отстаивающий права потребителей. Поэтому никогда не выберу рюши, оборочки, туфли на каблуке в сочетании с огромной платформой, которые будто специально производят только для русских женщин. Считаю, что сексуальность кроется в элегантности и юбка чуть ниже колена может будоражить воображение гораздо больше, нежели мини-юбка. В 25 лет я носила короткие юбки, но всегда в сочетании с закрытым верхом и, например, ботинками. Юбка размером с ладонь и шпильки — не мой вариант. Просчеты в стиле позволительны девушке до 30 лет, когда она ищет себя, экспериментирует. Но если после 30 женщина не научилась одеваться, то ей уже ничто не поможет.


Когда я была студенткой финансово-экономического колледжа, ко мне все общежитие приходило за советами, что с чем надеть. Мне всегда была интересна мода. Правда, класса до седьмого-восьмого мама одевала меня скорее удобно, нежели модно и стильно. Когда мне купили первые джинсы и я пришла в них в школу, то услышала от одноклассника Леши знаменитую фразу из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»: «О, в джинсы облачились даже самые отсталые слои населения!» Было так обидно. (Смеется.) Но потом, когда я уже стала взрослее, мне начали покупать стильные обновки. Причем мама всегда повторяла: «Не нужно брать супермодную вещь, которая есть у большинства. Лучше купить лосины похожей модели, но немного другие!» Еще мама научила меня комбинировать вещи. Каждый раз объясняла: покупая что-либо, обязательно подумай, с чем ты сможешь это сочетать. А когда гардероб небольшой, тем более необходимо понимать, что вот эта блуза подойдет и к брюкам, и к юбке, и к блейзеру, и под пиджак. Мой гардероб не назовешь маленьким, но он все равно универсальный — как конструктор.

— За кожаными подтяжками я буквально охотилась — все никак не могла найти. Но они полностью оправдали мои ожидания. Прекрасный аксессуар к джинсам клеш. Фото: Юлия Ханина

В командировки программы «Ревизорро», которые длятся шесть-семь дней, я беру с собой огромный чемодан — вся группа его дружно ненавидит. У меня там много вариантов одежды, туфли. Я всегда тщательно продумываю любой свой образ вплоть до цвета лака на ногтях.


Я с интересом смотрю показы ведущих дизайнеров, fashion-съемки в журналах и не считаю зазорным брать на вооружение чьи-то понравившиеся образы. Например, мне очень симпатичен стиль певицы . Как-то увидела на ней розовое платье а-ля ночнушка, белые кеды и джинсовую курточку. В итоге купила себе ночную сорочку La Perla (дорогое белье — моя слабость) насыщенного синего цвета, джинсовую куртку и конверсы. Этот комплект я выгуливала в Майами во время отпуска и не раз слышала комплименты в свой адрес, а вот в Москве пока не решаюсь — все-таки у нас люди не такие раскрепощенные в плане стиля. Шопингом в России занимаюсь редко, но есть отечественные дизайнеры, которые мне симпатичны. Например, Ольга Якубович. История нашего знакомства началась с пиджака ее марки — я примерила его на одной съемке и сразу поняла, что хочу купить. Очень сложно найти идеально скроенный, а значит, хорошо сидящий вариант. Ольга шьет также платья по эскизам 50-60-х годов прошлого века — это то время, когда женственность была на пике. Я купила у нее несколько маленьких черных платьев, в одном из них снялась для «ТН» — считаю, что подобный вариант, и не один, непременно должен быть в гардеробе каждой девушки. В таком можно и на вечерний коктейль в ресторан, и на деловую встречу.

— Сразу несколько черных платьев я купила у российского дизайнера Ольги Якубович. Подобный вариант должен быть в гардеробе каждой девушки. Фото: Юлия Ханина

Люблю предметы мужского гардероба на женщине. Поэтому у меня много пиджаков, брючных костюмов, есть фрак. Еще мой пунктик — шляпки — прекрасный способ завершить образ, сделать его небанальным. У меня несколько шляпок от Филипа Трейси, одну из них дизайнер подарил мне лично, когда приезжал в Москву. Нас с ним представили друг другу, и он решил сделать мне такой подарок. Может, дело в моей энергетике? Говорят, она у меня положительная. (Смеется.)

— Этот белый костюм я шила на заказ. Видно, что он мне большеват, — в принципе так и было задумано. Мне очень нравятся мужские вещи в женском гардеробе — считаю, что это женственнои сексуально. Фото: Юлия Ханина

Шопинг — проверенное средство от всех невзгод, включая непогоду. Как-то ливень застал меня в Третьяковском проезде напротив витрины бутика Chanel. Тогда-то я и вспомнила, что мне нужна черная сумочка. Не буду говорить, сколько она стоила, — я жуткая транжира! Дорогие покупки делаю нечасто, но тут решила потратиться, так как аксессуары должны быть качественными. Деньги для меня — это в том числе возможность доставить себе удовольствие, это энергия, которая должна циркулировать, иными словами, не застаиваться. Чем больше тратим, тем больше зарабатываем — у меня такой подход. А еще я все купюры в кошельке очень аккуратно, бережно складываю — считаю, это тоже важно. Кстати, я только к 36 годам начала что-то откладывать и в принципе заниматься планированием бюджета. Раньше об этом не задумывалась. Даже когда было туго с деньгами, могла на последние купить лодочки любимых марок Manolo Blahnik или Jimmy Choo — столько они мне радости приносили. И неважно, что на еду почти ничего не оставалось: «Зато попа будет меньше», — говорила себе я.


Когда предстоит какая-либо съемка, я всегда прошу, чтобы привозили много вариантов одежды. Если вижу, что вещь не моя, — не надену. Недавно принесли платье, больше похожее на мешок — совершенно бесформенное! Говорю: «Не буду в нем сниматься, оно меня не украшает». Но тут взгляд мой упал на крутые кеды стилиста, заявляю ему: «Вот дашь мне свою обувь — тогда снимусь в платье!» (Смеется.) А тот бы и рад, да у него 43-й размер. В общем, уехала я с подобными кедами, но своего размера — магазин Gerard Darel, в котором они продавались, оказался рядом. Еще любопытный случай, из серии спонтанных приобретений, связан с туфлями Christian Louboutin. Когда я некоторое время работала редактором на Первом канале, мы делали программу о выпускных вечерах. Пригласили звезд, каждая из которых помогала нашим героиням-выпускницам выбрать наряд. Среди гостей была Лолита, которая принесла на съемку много туфель — вот одни из них я и выкупила. Не люблю колодку Christian Louboutin, но конкретно эти сели идеально.


Знаете, мне в семье никогда не говорили, что я красивая. У нас не принято было делать акцент на внешности. Сколько помню, родители всегда повторяли, что нужно стремиться к самостоятельности, быть независимой во всех смыслах. Но когда я еще училась в школе, подружки начали говорить, что мне смело можно идти в модели. Потом, в колледже, я встречалась с самым красивым мальчиком на курсе. То есть постепенно я начала понимать, что моя внешность вызывает реакцию. Где бы я ни появилась, на меня всегда обращают внимание мужчины. И видеть производимый эффект, безусловно, приятно. При том что я, наверное, произвожу впечатление холодной женщины, у меня типаж снежной королевы. И в жизни я девушка не влюбчивая, честно. Всем мужчинам, с которыми меня связывали отношения, сначала надо было завоевать мое внимание. Но было исключение! Однажды мне очень понравился молодой человек — он занимался в том же спортклубе, что и я. Я намеренно делала так, чтобы он меня заметил, — надевала сексуальную одежду в зал (спортивная, безусловно, тоже может быть такой), строила ему глазки и в итоге быстро достигла результата. Скажу лишь, что когда мы первый раз поцеловались, я едва не потеряла сознание, такой силы было влечение! (Хохочет.) Вообще я люблю мужчин, которые действуют по принципу «пришел, увидел, победил». Люблю завоевателей, которые четко знают, чего хотят, и умеют привлечь внимание ­понравившейся женщины. И рядом со мной именно такой мужчина. Про нас писали всякую чушь, вроде того, что он женат и . Это неправда, мы начали встречаться, когда он уже расстался с женой. У нее тоже другие отношения, и все счастливы.

— Многие не любят желтый цвет, считаю, что незаслуженно. Фото: Юлия Ханина

Любимому нравится, как я одеваюсь, он часто делает мне комплименты. Вот мы едем с ним в парк кататься на лонгбордах — и он удивляется, где я нашла такой классный костюм для прогулки. А я действительно продумываю, в чем буду кататься на лыжах или в чем встану на серф. Я заранее постараюсь и найду самые стильные костюмы, комбинезоны. Всегда нужно помнить о том, что мужчины любят глазами. Поэтому я никогда не позволю себе ходить перед моим мужчиной в мятом халате и растрепанной.

Я стараюсь быть разной. В кадре и для красных дорожек часто выбираю элегантную классику, а в жизни люблю авангард, с интересом миксую вещи из разных стилей, например платье с кроссовками от Rick Owens. В Москве у меня есть любимый магазин одежды — SVMoscow. Даже французский Vogue признал его одним из лучших в мире по собранию авангардных марок вроде Maison Margiela, Ann Demeulemeester, Marni, Rick Owens и других. Магазин недешевый, но там есть вещи, которые мало где можно найти. А еще я большая поклонница интернет-магазина NET-A-PORTER. Я их VIP-клиент, так как регулярно что-то покупаю: и себе, и в подарок. Три дня — и заказ у тебя. Например, через NET-A-PORTER я заказываю джинсы от — у них идеальная посадка, качественный деним. В том же магазине я частенько заказываю вещи для любимого: у него хороший вкус, но кто, как не любящая женщина, способен подобрать для своего мужчины все самое лучшее? (Улыбается.)